Урок русского языка в 6 классе. Слово - основная единица языка.

6 класс. Вводный урок.
Тема: Слово - основная единица языка.
Цели урока: познакомить учащихся со структурой учебника, условными обозначениями, справочным аппаратом; объяснить значение термина «лингвистика»; дать элементарные представления о слове как единице языка; продолжить формирование языкового эстетического идеала на основе работы с текстом.
Методология: фронтальный опрос, подбор примеров, метод формирования орфографической и пунктуационной зоркости, конструирование, тематическая группировка слов, лексический эксперимент, аналитические наблюдения над готовым текстом.
Средства обучения: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской, толковый словарь, карточки с дидактическим материалом, мультимедийный проектор.
Уровень подготовленности класса: средний.
Ход урока.
1.Организация начала урока.
2.Целеполагание.
3.Слово учителя.
       Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
       Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь – учитель, а каждое слово - небольшой урок «всеговедения»…
       Строя каждую свою фразу, мы должны назвать нужные нам события, предметы, лица. Выбор имени для всего, о чем хочется сказать,- вещь сложная. Именно про это говорят «муки слова».
       Чем лучше человек знает свой язык, его словарь, тем точнее и живее его речь, тем выше его культура слова…
                                                          (Энциклопедический словарь юного филолога)

-Вот такие уроки «всеговедения» готовит  учебник, который у Вас в руках.
4. Учитель знакомит учащихся со структурой учебника, условными обозначениями, справочным аппаратом.
5.Практикум.
1. §1,упр.1.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
                                                                      К. Паустовский.
-Прочитайте эпиграф. Спишите. Объясните, как вы понимаете это высказывание.
                                                    
§1,стр.4/ Возьмите на заметку!

2.Развитие речи (развитие чувства языка, оценка выразительности речи)
Текст выведен на экран-рулон.
 -Прочитайте текст. Объясните смысл названия.
 -С помощью каких языковых средств(лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое-текст?
 -Какие слова употребляются в переносном значении?


                                                  Слово-звезда.
   В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
   Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
    Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
   Человека того нет, а слово остается и летит из поколения  в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
                                                                                                 (М.Пришвин)

-Используя конструкции, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, продолжите предложения.
Слово-…
Слово и Человек-…
Слово и дело-…

3.0
(Раздаточный материал)
-Прочитайте отрывок из стихотворения Б.Слуцкого «Мудрость языка».
-Приведите примеры слов, которые можно считать неологизмами. Докажите, что словарный запас родного языка непрерывно пополняется.
-Запишите текст, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы.

…Язык расширя..тся снова и снова,
никто не поставит ему предела,
но право на нов..е,
                                 небывал..е слово
имеет лишь нов..е,
                                  небывал..е дело.
Понадобилось перешагнуть порог
 небес,
           чтобы без всяких отсрочек
слово «летун» придумал Блок
и Хлебников чуть поправил:
                                              «летч..к».


3.1.Индивидуальная работа(карточка1).
       Проверка работы осуществляется после выполнения этапа урока 3.0.
       Работа предназначена для сильных учащихся класса(2-3 уч-ся).
   
·        Определите тему широкую и узкую данного текста.
·        Подготовьте выразительное чтение.
·        Письменно проиллюстрируйте широкую тему собственным примером(2-3 предложения).

                    Какое здание на нашей улице самое красивое?
       Самая красивая на нашей улице – школа. Она не только снаружи красивая, но и внутри. И даже внутри еще больше, чем снаружи.
       Потому что главное в нашей школе не зДание , а зНание.
       Разница всего в одной букве, а какая большая разница!
       Когда ты выйдешь из школы, здание останется, а знание ты унесешь с собой.
       Но школа от этого не обеднеет. Сколько людей выносят из школы знание, а оно в ней не уменьшается и не уменьшится никогда.
       Вот почему школа у нас такая красивая. О красоте нужно судить не по зДанию, а по зНанию.                            
                                                                                                        (Ф.Кривин)
4.Микроитог:
Слово- основная единица языка. Богатство русского языка заключается в его разнообразной языковой системе, в морфологическом и синтаксическом потенциале, в многообразии изобразительно-выразительных средств.

5.Развитие творческого воображения с опорой на речевой слух(элементы лингво - стилистического анализа).
Выразительное чтение стихотворения(подготовленный  учащийся).
-Какие краски использованы для создания образа родного города?
-Изменится ли настроение текста в случае замены слов-красок?
-Какие части речи участвуют в решении поэтической задачи?

                         Новороссийск.
Как белый корабль у морского причала,
Ты весь в ореоле сверкающих брызг,
Жестоких невзгод одолевший немало
Форпост нашей Родины – Новороссийск.

Отважные предки тебя основали,
Презрев штормовые норд-осты и риск.
Ты создан их волей из камня и стали,
Прославленный доблестью Новороссийск.

На месте давно отгремевшего боя
Не зря в наши дни вознесен обелиск.
Мы верим в тебя и гордимся тобою,
Воспетый поэтами Новороссийск!
                                                                                                    (В. Пахомов)

-Спишите первую строфу стихотворения, графически обозначая постановку тире между подлежащим и сказуемым.
-Объясните значение слова «форпост».
форпост м
1. Передовой пост, укреплённый пункт.
2. высок. (перен.) Передовой пункт, опора чего-либо.
форпост науки
__________________________________________________________________________________
Вариант2.
-Подберите синонимы к выделенным словам.
_________________________________________________________________
-Родной город, родной край, родной язык…Обратимся к Толковому словарю:
Родной-
   Свой по рождению, по духу, по привычкам.
   родной край
   родная страна
   родной язык (язык своей родины, на котором говорят с детства).
-А что Вы знаете о говорах нашего региона? Какие вам известны пословицы, поговорки, частушки, присловья?
-Знание своего родного говора не только не затрудняет общение на литературном языке, но, наоборот, помогает отчетливее осознать его систему, так как у вас, ребята, есть прекрасная возможность все время сопоставлять литературный язык с его  территориальным вариантом.

6. Итог урока.
-Слово-единица языка. Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – вот цель наших уроков русского языка. Научиться умению видеть «драгоценный блеск» каждого – вот задача работы с ним.
Выразительное чтение учителем.
                                                 Ищу слова.
Ищу слова певучие,                                   Чтоб добрые, да ладные,
Народные, исконные,                               Светили, словно солнышко.
Кипучие, горючие,                                      Да грели бы лучистые,
Бездонные, стозвонные,                           Да звали бы пригожие
Да чтобы в душу падали,                         На помыслы бы чистые
Как в полюшко бы зернышко,                Да на дела хорошие.
                                                                                              (В.Выркин)           
7. Домашнее задание.
§1, упр.8.
1.Спишите текст. Определите, к какому стилю речи он относится.
     Слово только на первый взгляд кажется простой и понятной единицей языка. При внимательном исследовании оно предстает сложнейшей структурой с неисчерпаемым содержанием.
                                                                                                (Л. Крысин)
2.Устно расскажите, как вы понимаете это высказывание лингвиста.



Список используемой литературы:
1.     Русский язык.6 кл.учебник для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская идр.; 12-е изд. стереотип. М.:Дрофа,2008г.
2.     Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. 1 полугодие/сост. О.А..Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2007.-с.4.
3.     Русский язык: Изложения и сочинения.6 кл. – 2-е изд.,стереотип. – Дрофа, 2001,с.17
4.     Русский язык: синтаксис и пунктуация. Лексика. …Развитие речи. 6 кл.- М.Дрофа,2001.-с.7,12,23,32,130.
5.     Региональный компонент содержания в курсе русского языка. пособие для учителя./Гриценко Р.М./Краснодар, ККИДППО,2004.,-с.23.
6.     Пахомов В.Б. Бессмертник: Сборник стихотворений.- Новороссийск: «Одиссей»,2007г.-с.65.